пятница, 29 июля 2016 г.

Этот странный Израиль

Сегодня хочу немного рассказать об обычаях и особенностях Израиля, пока свежи еще первые впечатления. Наверное, что-то очень скоро станет нормой, но пока вызывает мое искреннее удивление.

Шаббат
Думаю, все не раз слышали это слово и знают, что это выходной день у евреев. Но это не просто день, похожий в русской традиции на нерабочее воскресенье, это особый праздник. Начинается он в пятницу вечером с заходом солнца, а заканчивается после заката в субботу (как и все еврейские праздники). В этот день запрещено работать, в т. ч. и частному бизнесу, выписываются штрафы за непослушание. Есть сеть продуктовых магазинов в Израиле, купивших право работать в шаббат. Конечно, цены в них выше, чем у похожих магазинов, закрытых в субботу, но зато большой выбор товара привлекает как туристов, так и местных не религиозных жителей, которым что-то срочно понадобилось купить. Мы достаточно часто там покупаем еду, сложно сразу адаптироваться и закупать продуктов впрок, когда ты привык к круглосуточным магазинам в Питере, не зависящим от национальных праздников.
В пятницу с утра, а иногда уже и в четверг на улицах знакомые и мало знакомые люди говорят друг другу "Шабат шалом", желая мирного шаббата. Автобусы перестают ходить почти во всем Израиле, некоторые дороги перекрываются, проезд по ним запрещен даже на собственном автомобиле. Такси в это время работает без проблем, да и светский Тель-Авив не испытывает проблем с недостатком открытых ресторанов. А вот религиозные города или отдельные районы городов в пятницу вечером вымирают.
На ужин принято собираться всей семьей, приглашать гостей, зажигать свечи. Свечи имеют особое значение: в шаббат религиозные евреи не пользуются электричеством. Существуют даже специальные приборы, подогревающие еду.  Некоторые местные интернет-сайты закрыты в шаббат: в это время страница выглядит примерно также, когда выдается ошибка 404, только там иной текст на иврите: извините, но мы не работаем в шаббат, загляните к нам попозже.
Основное из шаббатних ограничений - нельзя производить огонь. Видимо, поэтому изобрели "шаббатний лифт" - это лифт, где не надо нажимать кнопки, он сам автоматически останавливается на каждом этаже. Конечно, он едет дольше, но зато формально на кнопочку ты не нажал. Некоторые поступают хитрее: ищут поблизости не религиозных прохожих и просят их нажать кнопку лифта и нужного им этажа, тем самым экономя себе время. К этому местные уже привыкли, а мне кажется это сродни примерно такой логике: в нашей стране наркотики запрещены, но если голландец (ему ведь можно!) одолжит тебе самокрутку - то можно. Но пусть такие это остается на совести религиозных евреев.
Как-то мы были в шаббат на Мертвом Море в отеле: обслуживающий персонал работал, свет горел, еда была теплая, но вот кофе-машину они почему-то включать не имели права, мужу предложили только растворимый кофе или ждать окончание шаббата...

Праздники
В Израиле праздничные дни определяются по лунному календарю, а это значит, что даты плавающие, они меняются год от года. Есть здесь и свой новый год (в прошлом году он выпал на середину сентября), и по религиозным календарям мы сейчас живем в 5776 году. Но если вы спросите среднестатистического прохожего на улице - навряд ли он сможет точно назвать, какой сейчас год. Во всех документах и в обычной жизни все используют привычный григорианский календарь. А вот ко дням недели я все еще привыкаю: первый день - воскресенье (он так и называется - "день первый"), второй - понедельник, ..., шестой - пятница, седьмой - шаббат. И порой мне необходимо время, чтобы отнять один день недели и не запутаться.
Много праздников религиозных: Песах, Пурим, Ханука. Я пока не со всеми еще познакомилась и не все традиции знаю, но поняла, что почему-то все праздники так или иначе связаны с едой: на новый год надо есть яблоки с медом, в Пурим - напиваться до беспамятства (вернее так, чтобы ты не мог узнать своего соседа), в Песах - не продают ничего, что содержит дрожжи, и повсюду продается маца. В Пурим также принято наряжаться в карнавальные костюмы, и наконец-то у меня был шанс примерить индийское сари!
Помимо государственных праздников, конечно, существуют еще и личные: рождение, свадьба.
Интересно, что в Израиле возможно только религиозная свадьба (хупа). Т.е. мы, не будучи иудеями, не могли официально здесь пожениться. Мой муж не ходит в синагогу, соответственно, даже если бы он решил жениться на местной, ему все равно пришлось бы заключать брак вне Израиля. Обычно пары едут на несколько дней на Кипр - расписывают там без особых хлопот, и Израиль легко принимает такие документы. Свидетельства о браке из бывших стран СССР тоже не требуют дополнительных заверений.

Синагоги
В большинстве религий храм - это особое здание, самое красивое, самое нарядное, святилище Бога, а вот мимо синагог в Израиле можно пройти, даже их не заметив. Зачастую это обычный дом, и только подсвечник (минора) над подъездом выдает его религиозное назначение. Экскурсовод в музее Израиля объяснила, что до образования государства, когда евреи были рассредоточены по миру, в некоторых странах, например, в Германии, был закон, по которому синагога не могла быть красивее стоящих рядом зданий. Видимо, это уже впиталось в иудейскую культуру, хотя, конечно, есть и интересные красивые синагоги в Иерусалиме и в мире.

В целом, Израиль, конечно, светским государством не назовешь, религия играет главенствующую роль во многих областях жизни. Но есть и островки, как Тель-Авив, где ты чувствуешь себя космополитом: вокруг говорят на английском, французском, испанском, русском, купить можно все что угодно в любой момент времени. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий