среда, 15 августа 2012 г.

а в Швеции дожди

Лето богато на поездки и впечатления, и следующим пунктом моих зарубежных поездок значилось неприметное местечко Mullsjo, где-то в центре Швеции, поэтому не удобно было добираться ни от Стокгольма, ни от Гетеборга, ни от Мальмё. А кто говорил, что будет легко?
Тем более, что тематика путешествия выбрана была непростая - христианский лагерь.
Что-то неладное в выбранном месте отдыха я заподозрила еще по дороге: на промежуточной остановке в Риге (эх, AirBaltic - кто может побить ваши тарифы?), где мне пришлось достать из рюкзака кофту, а Стокгольм встретил меня во всей красе: при 14 градусах мне пришлось не только найти свои джинсы, но и надеть плащ (больше ничего теплого с собой не захватила). Ну, знаете ли, когда живешь в городе, где с апреля все ходят в футболках, недоумевая, как же можно погоду с дождем и +14С называть летом, то как-то не запасаешься теплыми вещами, даже когда летишь на север.
Прекрасный Стокгольм встретил меня сурово, правда, предложив дорогой вкусный ужин в центре города в приятной компании и как всегда чистые гостиничные номера.
А утром предстояло проехаться в поезде первого класса. Шведы оказались настолько экологичны, что даже привычные пластиковые вилки в "ланч-боксах" были заменены на деревянные - такого я еще не видела!
Дождик и небольшое количество градусов на термометре не подпортили впечатления от встречи со старым знакомыми, а некоторые друзья были так любезны, что привезли мне не только простыни (для спального места), но и куртку, шарф и носки.
Наверное, стоит пояснить, что такое шведский христианский лагерь и что там едят. Нас было около 1000 человек (в основном, скандинавов и финнов), мы все ходим или каким-то образом связаны с протестантской евангелистической церковью Виноградик, и раз в год эта церковь устраивает подобные недельные выезды.
Конечно, хорошо поваляться под египетским солнцем, побывать туристом в Европе, но мне иногда хочется думать, что я делаю что-то полезное людям, слушать правдивые истории, как меняются к лучшему жизни людей, быть частью какого-то развития.
Наверное, поэтому на предложение снова побыть волонтером в этом лагере я снова согласилась этим летом. Я легко встаю рано утром, и, значит, овсяная каша будет готова к 8 утра. В обмен на 4 часа работы каждый день ты получаешь доступ к историям жизни людей, прошедших через такие события, о которых даже фильмы никогда не снимают.
В прошлом году я сдружилась с мальчиком, который на игровых автоматах проиграл свою квартиру, и даже тогда не смог понять, что его зависимость нужно лечить. Затем очень красивая молодая женщина с сыном сбежала от своего мужа, который избил ее до полусмерти, а в этот раз - неимоверная история о мальчике из Ирака, которого преследовали и пытали за то, что он работал на американской базе. Жуткие истории абсолютно нормальных людей, которые теперь улыбаются, гуляют со мной, кушают приготовленную мной кашу...
Они многое пережили, приняли, простили и теперь учатся жить дальше, обращаются к Богу за помощью. И я - такая везучая, обычная, из хорошей семьи и с отсутствием реальных проблем. А ведь хочется быть кому-то полезной. Вот и задумываешься о том, что твоя работа, гулянки, отпуски - да, конечно, они делают тебя счастливее - но они совсем не главное в жизни. Нужна еще человеческая доброта, принятие, признание. И вот кому-то ты покупаешь первую в его жизни Библию, выслушиваешь чьи-то проблемы во взаимоотношениях с детьми или бывшей женой.
А у меня - просто эгоистичная жизнь: прекрасная работа, красивая квартира, хорошие родители, умная голова на плечах, здравые принципы, и все это - только для себя, для себя одной, ну, и редко для кого-то из близких. И кажется, что вот эту неделю ты живешь еще для кого-то: ты отказываешься от теплой погоды, комфортных условий, встаешь в 6 утра, к тебе приходит более глубокое понимание мира...
И все равно остаешься собой: придумываешь презентацию о России, которая заставляет задуматься кого-то "из обычных шведов" о развитом в этой стране феминизме. И вот меня просят разрешения "побыть русским мужчиной", проявляя заботу и провожая меня до домика под зонтиком, а затем угощая пирожным в ночном кафе.  И так хочется верить, что мои слова, каша или что-то еще привнесли чуточку тепла людям этой холодной и одинокой страны.

2 комментария:

  1. Я всегда считал что фины - тоже скандинавы. Не?

    ОтветитьУдалить
  2. Не, Саша, Скандинавы - отдельно, финны - отдельно...

    ОтветитьУдалить